С марта нынешнего года предприятие «Артемсоль» возглавил исполняющий обязанности директора Вадим Фиоктистов. Предлагаем вниманию читателей интервью, которое он дал газете «Соляник».
– Вадим Васильевич, Вы родились в шахтерском городке. Расскажите о себе.
– Я родом из Днепрорудного. Это небольшой городок Запорожской области. Его градообразующим предприятием является ЗАО «Запорожский железорудный комбинат», который ведет добычу железной руды шахтным способом. В этом производстве задействована большая часть населения города. Много лет на комбинате трудился мой отец. Он был бурильщиком, проходчиком, а затем механиком участка водоотлива. На комбинате успел поработать и я. Начинал с разнорабочего, потом, по мере овладения профессиями, трудился электрогазосварщиком на ДСФ – аналог солефабрики. Таким образом я не понаслышке знаком с тяжелым трудом шахтера и, кроме того, прекрасно понимаю чаяния и тревоги людей, живущих в таких городках, как Соледар.
– В юности Вы хотели покинуть родительский дом и отправиться в самостоятельное плавание?
– Такую задачу я перед собой не ставил и до 20 лет просто не представлял себе жизни в другом городе. Но после службы в армии, а служить мне довелось в рядах Национальной гвардии Украины, я принял решение получить высшее образование. Уволившись в запас, я вернулся домой и поступил в Харьковский национальный аграрный университет. Со временем освоил две специальности и получил дипломы агронома и экономиста-бухгалтера.
Определяясь с будущей сферой деятельности, я отдал предпочтение экономическому направлению, поскольку это было мне ближе и интереснее. В разные годы я работал руководителем коммунальных предприятий Харькова, Запорожья и Киева. Возглавлял Департаменты государственных администраций. Это помогло мне приобрести опыт менеджера крупных систем управления.
– Приступив к исполнению обязанностей директора «Артемсоли», Вы уже успели побывать на многих производственных участках рудников. Каково Ваше общее впечатление?
– Я посетил все рудники. Ознакомился с производственными мощностями, оборудованием, состоянием зданий и сооружений. На мой взгляд, каждая производственная единица имеет свои особенности, но в целом это четыре живых организма под одной крышей. В перспективе планирую продолжить знакомиться с соляным производством.
Что касается впечатления, то оно у меня неоднозначное. С одной стороны, я пообщался с соляниками, которые душой болеют за предприятие и за долгие годы своей работы вложили в него много сил и энергии. С другой стороны, всем очевидно, что дальнейшая деятельность «Артемсоли» невозможна без создания высокотехнологического производства.
Сегодня процессы ускорения заметны во всех важных сферах, включая экономическую. Современная экономика не стоит на месте, она очень динамична. При этом постоянно ужесточаются условия и правила конкурентной борьбы: сильнейшие игроки вытесняют слабых. Вот почему модернизация – это единственный способ выжить.
К людям должно прийти осознание того, что базовые экономические принципы в корне изменились. Раньше (в советскую эпоху) основной задачей производства был выпуск продукции, сегодня – это получение прибыли. Если предприятие не получает прибыль, работает с убытком, оно становится банкротом. Этого нельзя допустить. Мы должны начать «оздоравливать» производство и выводить его из тяжелого финансового положения.
– Означает ли это, что предприятие вынуждено будет отказаться от финансирования объектов социальной сферы?
– Вопрос так не стоит, но, по данным за 2019 год, убыток от объектов социальной сферы составил почти 18 миллионов гривен. И этот факт должен заставить нас о многом задуматься. Еще раз подчеркну, предприятие не может работать себе в убыток. Чтобы изменить ситуацию, руководителям этих подразделений была поставлена задача: проанализировать нынешнее состояние дел в их подразделениях и разработать предложения по изменению организации деятельности. В то же время уменьшить убытки необходимо не за счет ухудшения качества услуг.
В этой работе должна активно участвовать профсоюзная организация предприятия. Но ее задача заключается не в популистских воззваниях, а в совместном поиске компромиссных решений. Для того, чтобы начать что-то менять, необходимо четко понимать, в какой ситуации мы сейчас находимся, какие цели и задачи перед собой ставим и каким образом планируем этого достичь. Не последнюю роль в этом играет психология, которую нужно менять.
– Что Вы имеете в виду, говоря о психологии?
– Нужно отойти от позиции, что наше соляное производство уникальное, что мы самые-самые и единственные такие. На самом деле, мы выдаем желаемое за действительное. Можно продолжать подпитывать эту иллюзию, но это путь в никуда. В реальности же у нас много конкурентов, которые не сидят, сложа руки. И пока мы размышляем о своей исключительности, они, засучив рукава, усиленно работают над созданием качественной продукции и лучших условий сотрудничества с потребителями.
На прошлой неделе я получил информацию о том, что западные инвесторы уже живо интересуются Солотвинскими соляными рудниками. При их финансовых возможностях возродить там добычу соли вполне возможно. В первую очередь, интерес западного капитала связан с удачным месторасположением месторождения вблизи границы и, соответственно, небольшими транспортными затратами. То есть, минус 1000 километров «общения» с «Укрзализныцей» – и выгода всем очевидна. Если этот проект начнет реализовываться, по данным специалистов, мы получим минус 500 тысяч тонн соли на украинском рынке и столько же на европейском.
Одним словом, мы должны понять, что в современных условиях число наших конкурентов будет расти, и победить их будет все сложнее. В действительности же сделать «Артемсоль» лучшим производителем соляной продукции вполне реально. Но без проведения масштабной модернизации это невозможно. Ее нужно было выполнить много лет назад, а затягивание этого процесса привело к тому, что нашу продукцию уже вытесняют с её традиционных рынков.
– Из Ваших слов понятно, что нужно выполнить, а чего, на Ваш взгляд, сейчас делать не стоит?
– Я противник того, чтобы нагнетать ситуацию, распространять фейки, создавать в коллективе паническое настроение, подталкивать людей к радикальным мерам. По последней информации, Кабмин приостановил масштабную приватизацию на время выхода экономики страны из кризиса. Каким будет процесс смены собственника, когда это произойдет и произойдет ли вообще, пока никто не знает.
– Скажите, а можно ли в условиях государственного предприятия наладить эффективный менеджмент?
– Можно и нужно. И сейчас как раз время это доказать. В марте немного оживился потребительский спрос на соль. Конечно, в этом нет особой заслуги менеджмента, свою роль сыграло введение карантина. Но в любом случае обстоятельства пока складываются в нашу пользу, и администрация уже предпринимает меры для стабилизации работы предприятия. Мы фиксируем в договорах графики отгрузки. В ближайшее время планируется определить обязательства по объему, надлежащему к выборке и т.д.. В отличие от многих предприятий, мы сегодня продолжаем работать. И это главное.
Беседу вела Олеся ГУБСКАЯ.